Составление смет

Перед началом ремонтных или строительных работ независимо от масштабности проекта обязательно составляется сметная документация, целью создания которой является четкое понимание обеими сторонами предстоящих финансовых трат и объема работ.

Традиционно формирование документов начинается с просчета плановых накоплений для определения возможности бюджетного инвестирования. Это прямые и накладные (косвенные) расходы с учетом сметной прибыли.

Разница между первыми двумя затратными индексами в том, что прямые издержки можно подсчитать точно относительно каждого конкретного вида услуги. Косвенный коэффициент накладных расходов по базисным сборникам определяется приблизительно, и базируется на пропорциональном соотношении к прямым затратам.

При вычислении сумм каждого из показателей необходимо учитывать следующие нюансы:


• зачастую при составлении документации не принимаются во внимание издержки на доставку, разгрузку, складирование и хранение материальных ресурсов. В условиях реализации крупномасштабного проекта такие расходы велики. Ведь одна доставка зависит от многих внешних факторов – расстояние между поставщиком и складом, масса и объем грузовой перевозки, состояние дороги и издержки в качестве фонда оплаты труда рабочим на разгрузку. Сейчас многие продавцы включают стоимость перевозки в цену материального сырья. Оплата труда поставщиков является дополнительным инвестированием заказчика и должно отражаться в сметных суммах;
• иногда в сметный расчет забывают включить стоимость услуг по монтажу вспомогательных сооружений и оборудования. При масштабном объеме работ расходы на покупку и установку временного материала тянет дополнительные инвестиционные затраты, не учтенные в предварительных сметах;
• при расчете объемов работы опытный специалист не полагается на рассказы другой стороны, а пользуется специальными нормативами, утвержденными подведомственными органами власти. Смета – это документ, который является техническим заданием для подрядчика. В ней учитывается мнение исполнителя, но реальные объемы должны быть обоснованы законодательными методиками, а не личными пожеланиями представителей сторон;
• расходы являются временной переменной при проектировании сметы. Сведение всех накладных издержек в предварительной смете еще не гарантирует слаженную и постоянную работу. Необходимо учитывать такой нюанс, что расход строительного материала может быть больше чем запланировано изначально. Пока инвестор будет искать средства на закупку, работа приостановится. А это дополнительные финансовые затраты на оплату строительного простоя;
• включение затрат на оплату труда управленческого персонала и стоимость энергоносителей, используемых в работе, с учетом долевого участия в выполняемых услугах.  В коммуникационное обеспечение рабочего процесса целесообразно включить расходы на получение необходимых разрешений, а также расходные данные по предполагаемым объемам потребления энергоносителей;
• затраты на аренду складских помещений. Конечно, строительные материалы можно хранить на площадке. А если речь идет о масштабных закупках отделочных комплектующих, для хранения которых необходимо отдельное помещение с определенными условиями вентиляции?
• если подрядчик является крупным предприятием, в смету необходимо заложить прибыль на стимулирование труда и развитие производства исполнителя. Например, дополнительные методы стимулирования за преждевременное завершение строительства;
• следить за очередностью работ в период колебания атмосферных условий. Некоторые виды услуг требуют соответствующей климатической обстановки. Например, внутренние отделочные работы и поклейка обоев не допускается при низком температурном режиме. А значит, в предварительной сметной документации надо предусматривать издержки на отопление помещений в период проведения таких работ.

Прямые издержки

К прямым затратам при составлении сметных документов относятся конкретно-целевые расходы, которые включаются в себестоимость:

1. На материал. Приобретение, стоимость доставки, наценка продавца, складские работы и цена упаковки. Чаще всего материальные траты составляют до 60% общей стоимости инвестиционных издержек.
2. Заработная плата рабочих. Учитывается общая сумма затрат на оплату труда, с учетом налоговых отчислений.
3. Эксплуатация машин и механизмов. К ним относятся доставка до объекта, перемещение, монтажные работы, обеспечение горюче-смазочными материалами, а также расходы на ремонт, обслуживание и амортизацию.
4. Капиталовложения. Сюда относят расходы на управленческое проведение работ – приобретение оборудования, тестирование машин, а также получение разрешительных документов на строительство от соответствующих инстанций.

Накладные расходы


К накладным расходам относятся косвенные затраты, которые нельзя учитывать непосредственно к технологическому процессу строительства. Это косвенные издержки, сопровождающие его, но не относящиеся к себестоимости услуги.

К накладным расходам относятся:


1. Расходы административно-хозяйственного назначения. Это затраты на обслуживающий строительство персонал, в том числе на обучение, аттестацию и содержание управленческого звена.
2. Издержки процесса организации труда. Текущий ремонт собственного оборудования, доставка рабочих на рабочее место, аренда складских помещений, оплата простоя и содержание задействованных подрядчиком собственных основных активов.
3. Бытовые нужды персонала. Оборудование столовых, душевых, спальных мест.
4. Непроизводственные расходы. Оплата за исследования, консультации, экспертизы и коммунальные платежи.
5.Экспертиза сметы – как возможность раскрыть махинации с косвенными издержками

Стороны имеют право определять норму косвенных расходов самостоятельно при планировании строительства в рамках бюджета.

Методическое распределение косвенных издержек при составлении сметы:

• зарплатным методом. При условии превалирования ручного труда на выполнении определенного вида услуг, накладные расходы считаются пропорционально фонду оплаты;
• объемным методом. Применяется в организациях с преобладанием автоматизированного труда. Здесь расходы определяются пропорционально машино-часам задействованной в строительстве техники;
• единичным методом. Используется в случаях, когда прямые издержки значительно превышают косвенные затраты. Здесь за основу берется соотношение общей суммы косвенных расходов на количество прямых издержек в единице измерения по смете;
• прямой счет. Метод суммирования отдельно взятых накладных трат по каждой расходной статье;
• комбинированный метод. Применяется на крупных предприятиях с постоянным объемом работ.

Расчет накладных расходов проводится путем определения суммарных затрат на общепроизводственную деятельность. Затем определяется количество косвенных затрат на единицу измерения. Цифра включается в смету как исходная.

Так как косвенные расходы не всегда могут подтверждаться документально, специалисты нашей компании могут провести экспертизу сметной документации на наличие завышенных сумм в составе косвенных трат.